Вся власть Удмуртии
Курсы ЦБ РФ на сегодня: Доллар 59,0014 (0,655), Евро 66,0816 (0,5964)
Погода на сегодня: Ижевск +15 +17°C 745-747 MM РТ. СТ.
RSS    Twitter

Волонтёры – проводники перемен

Волонтёры – проводники переменС 24 по 26 мая 2013 года на базе лагеря "Дзержинец" состоялась первая сессия обучающего семинара специалистов и добровольцев, ведущих работу с детьми и молодыми людьми с ограниченными возможностями "Вместе на равных". Организаторами семинара являются Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики и бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский центр развития молодёжного и детского движения" при поддержке Министерства социальной защиты населения УР.  

Семинар проводился с целью формирования социального подхода к  инвалидности и разработки модели молодёжного добровольчества по работе с людьми с ограниченными возможностями. Участниками семинара стали молодые люди, заинтересованные в работе с людьми с ограниченными возможностями, члены общественных организаций Союза русской молодёжи "Спас", Удмуртской организации Российского Союза Молодёжи, Скаутской Ассоциации УР, Республиканской общественной организации "Православная молодёжь Удмуртии", общественной организации российско-немецкой молодёжи "Югендхайм", волонтёрского отряда "Свои" - студенты ИжГТУ им. Калашникова, волонтёры, принимавшие участие в IВсероссийской зимней спартакиаде инвалидов, активисты общества инвалидов г. Можги и общественной организации Всероссийского общества инвалидов УР,  представители Управления по делам молодёжи Администрации г. Ижевска.                               Насыщенная программа способствовала  погружению в тематику. Семинар по данной проблематике проводился впервые, и поэтому участников сразу настроили, что семинар будет трудоёмким и потребует всесторонней работы – головой, руками, сердцем.    

Лекции, освещающие теоретические аспекты работы с детьми и молодыми инвалидами,  были  прочитаны  преподавателями Удмуртского государственного университета Татьяной Анатольевной Власовой, доцентом УдГУ, кандидатом социологических наук, Александрой Сергеевной Сунцовой, доцентом УдГУ, кандидатом педагогических наук, Ниной Михайловной Костиной,  доцентом кафедры педагогики и педагогической психологии УдГУ.  Их участие и опыт особенно ценны, так как их научная деятельность связана с  данной тематикой, эта проблема исследуется ими на протяжении уже многих лет. Групповую проблемную  работу "Образ человека с особенностями развития" провела Ирина Трубицына, студентка УдГУ. Ей близка и знакома эта тема, потому что она имеет опыт работы с глухонемыми и слабослышащими детьми, и её исследовательские курсовые работы посвящены данной тематике.                                                                                                                                                   На лекционном занятии, посвященном подходам к пониманию инвалидности и безбарьерной среде, были рассмотрены медицинская и социальная модели инвалидности. Важно употреблять терминологию в отношении человека с инвалидностью, отражающую особенности развития, а не ставить диагнозы и подчеркивать неполноценность. В ходе лекции обсудили, как менялось с течением времени отношение к инвалидности в России и на Западе.  Что такое инвалидность – причина, по которой человек остаётся за рамками нормальной и полноценной жизни  или некий показатель, который позволяет измерить, насколько сильны в обществе чувства сострадания, милосердия и христианского понимания болезни, как особого жизненного испытания.                                                                                                                      

На лекционном занятии, посвященном инклюзивным практикам, были рассмотрены современные организационно-правовые модели, обеспечивающие социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, что собственно и является конечной целью образования. Становление специального образования  - процесс длительный, происходящий не сиюминутно. Что для ребёнка с особенностями развития лучше: коррекционные классы, частные специализированные школы или обучение со здоровыми сверстниками? На этот вопрос можно ответить, лишь учитывая  индивидуальные особенности каждого  ребёнка.                                                                        

На практическом занятии участники получили задание оценить состояние лагеря Дзержинец на доступность для людей с разной категорией инвалидности. Первая группа получила задание исследовать маршрут для не зрячего человека. Затруднительными и опасными явились неровные поверхности дорог, слишком широкие и без ограничений. Для колясочников доступными оказались лишь подъезды к зданиям, но никак не возможность в них попасть. По итогам практического занятия составлена карта доступности лагеря "Дзержинец", и результат оказался неутешительным.

Волонтёры – проводники перемен

В рамках работы семинара был проведен круглый стол "Философия независимой жизни". Философия независимой жизни – мировое течение в защиту гражданских прав всех категорий людей, протест против изоляции и дискриминации. За круглым столом собрались участники семинара – добровольцы, представители Министерства по делам молодёжи УР и Министерства социальной защиты населения УР, представители общественной организации Всероссийского общества инвалидов. Собрались, для того, чтобы разобраться, что возможно понимать под независимой жизнью, для обсуждения и обмена опытом,  для того, чтобы выслушать проблемы и потребности самих людей с инвалидность и их пожелания касательно отношения к ним физически здоровых людей. И это, безусловно, ценно и важно услышать, понять, а не просто домыслить и предположить.                                                                                                                                            В рамках работы семинара  состоялся обмен опытом. Участники семинара  познакомились с деятельностью православного сестричества милосердия во имя иконы Божьей Матери Всецарица. Общественная организация Православная молодёжь Удмуртии рассказала о реализации благотворительного проекта  "Белый цветок – исцели милосердием". Республиканский центр развития молодёжного и детского движения представил  опыт проведения добровольческой лагерной смены "Твори добро", в ходе которой добровольцы работали  с детьми  школы-интерната для умственно-отсталых детей пос. Канифольный, проводя мастер-классы, организовывая досуг детей. В этом году лагерная смена "Твори добро" пройдёт с 19 по 27 августа, и для  участия в ней приглашены участники семинара, которые уже смогут применить свои теоретические знания на практике. Спортивные волонтёры рассказали о своей работе на IВсероссийской Зимней спартакиаде инвалидов, о своих впечатлениях, о том,    как эмоции буквально переполняли их, они видели сильных духом спортсменов, устремленных к победе, и изнутри ощутили какими усилиями достаётся им победа.                 И, конечно, же свой опыт работы представили активисты Можгинского молодёжного общества инвалидов и клуба колясочников "Ветер надежд". Они представили проект "Урок добра", в ходе которого сами люди с инвалидностью беседуют со школьниками и студентами, рассказывая о своей насыщенной жизни и победах. А самое главное дают почувствовать, как ощущает себя человек с той или иной формой инвалидности, рассказали о  взаимодействии с волонтёрами,  трудовой  реабилитации,  досуговых и спортивных мероприятиях. Откликом на рассказ стало стихотворение одного из участников семинара.

"Отражение души"

Жестокий мир – жестокие сердца.

Жестокий свет – и жизнь нам не нужна.

Нас вытесняют: "Вы плохие, вы, не мы! Вы не такие!"

Поднимаю тихо взгляд: "Надоело мне молчать!"

Кто сказал? ""Мы не такие?!"

Мы не вы, мы не чужие!

Сердце ваше выброшено вон. Ваши чувства к нам – презренье.

Ваши мысли  - убиенье.

Не могу на вас смотреть! С вами жить – да лучше б  умереть!

Ну вот, и так, я выплеснул себя.

На самом деле, вас, добрее я.

У меня добрее сердце, вам, учиться  меня.

Нет у вас той теплоты, что согрела б мир наш весь.

Я сломал бы все мост, чтоб поверить в вас здесь всех.

И придёт тот день когда, ваши черствые сердца

В миг растопятся и вы, уделите теплоты.

Широбоков Артемий – доброволец зимней спартакиады.

Главная цель обмена опытом – найти новых социальных партнёров в проведении акций и реализации добровольческих проектов, сделать их интеграционными,  заручившись поддержкой коллег – добровольцев. Слова экспертов в адрес проектов звучали в эти дни особенно ободрительно.                                                                                           

В вечернем просмотре – документальный фильм Любови Аркус "Антон тут рядом", в центре повествования которого мальчик – аутист. Фильм вызвал достаточно активную дискуссию. К нему возвращались в ходе работы всего семинара. Он навел на размышление: "Что нужно людям с инвалидностью?" Жалость – нет, восхищение – нет, помощь – да, но не из-за чувства превосходства и унизительной жалости, а как отклик на просьбу – "Помоги мне это сделать самому", "Помоги мне понять, что я сам могу это сделать".                                                                                                                                                           В субботний вечер члены общественной организации "Союз русской молодёжи "Спас" помогли участникам семинара снять эмоциональную нагрузку. Они провели традиционную русскую вечерку, показав замечательный способ организации досуга для добровольцев.                                                                                                                               

Каждый вечер проходила работа в микро группах – подведение итогов дня. Для анализа дня использовались разные методики,  но так или иначе каждый примерял на себя, близко ли ему это служение и сможет ли он применить теоретические знания на практике и быть добровольцем, который тут…рядом...                                                               

Важно то, что среди участников семинара были люди с инвалидностью, которые без преувеличения сказать вопреки болезни, научились жить полноценной жизнью, радоваться встречам с людьми. Они целеустремленные, творческие, талантливые. У них  активная жизненная позиция,  они достигают успехов, искренне радуются  успехам друг друга, бережно относятся друг к другу, что часто не хватает здоровым людям… и разрушают барьеры внешние и внутренние.                                                                                    

На октябрь запланировано проведение второй сессии семинара – практической. На межсессионный период участники получили домашнее задание – обзор статей, подбор методической литературы по теме, представление опыта работы с детьми и молодёжью с инвалидностью и т.д. Его целью станет освоение компетенций, необходимых для работы с людьми с инвалидностью. Только от наших совместных усилий зависит,  будем ли мы вместе  на равных или это утопия и всего лишь красивые слова, и людям с инвалидностью закрыт путь в общество здоровых людей,  на них будут смотреть снисходительно и свысока, изредка собираясь для того, чтобы обсудить их проблемы, придя к выводу, что мы безнадёжно далеко отстаём от цивилизованного благополучного Запада, где инвалидность не является преградой к получению образования, созданию семьи, участию в культурной жизни. А долгожданные перемены произойдут, если поменять сознание,  начав с себя. 


Комментарии

Внимание! Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Пройдите регистрацию или войдите, это займет у вас не больше минуты, и мы автоматически вернем вас на эту страницу.
Комментариев нет!

Новости министерства по делам молодежи Удмуртии ↓

Похожие новости ↓

Прямой эфир ↓